Части русского письма, охватываемые орфографией

буквенное (письмо с использованием букв):

1.буквенно-звуковая часть:

а)написания без выбора (обозначение звуков сильных позициях) – регулируются графикой.

б) написание в условиях выбора (обозначение звуков в слабых позициях). (регулируются орфографией)

2. без ориентации на звуки (регулируются орфографией):

- употребление прописных и строчных букв

- слитные, раздельные и дефисные написания

-переносы

- сокращения

небуквенное (использование небуквенных средств: знаков препинания, цифр и т.д.)

П. Жедек предлагает в качестве определяющего признака незаданность письменного знака произношением; тогда орфограмма - это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. М. Разумовская, М. Львов считают важнейшим признаком орфограммы тот, что в ней "всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов ныбирает пишущий." М. Баранов отмечал, что орфограмма "это то или иное место в слове, которое может быть изображено разными способами, но для которого существует один способ, соответствующий правилу". Умение обнаруживать (на слух и зрительно) орфограммы в словах, определять их типы» а также умение находить орфографические ошибки (чужие и собственные) называется орфографической зоркостью.

Проверяя орфограмму, мы прибегаем к орфографическому правилу. По словам Д.Н. Богоявленского, под правилом понимаются указание норматива обобщенного характера, относящееся к целому ряду однородных языковых фактов... Основное назначение правила - обобщать однородные орфограммы"

Наибольшую трудность для усвоения детьми представляют "правила-рекомендации"(Д. Богоявленский) или "правила-предписания к выполнению действий" (М. Львов), которые "рекомендуют прием проверки для данной орфограммы ("Чтобы проверить..., надо...).

Таким образом, научиться применять правило - это значит научиться последовательно выполнять ряд операций, что и при ведет к правильному написанию. Например, при освоении правила написания безударной гласной в корне ученик овладевает такой последовательностью действий: постановка орфографической задачи

1.Выделить в слове ударный слог и найти безударный гласный звук: сп[и|шить

2.Найти в слове корень и убедиться, что этот гласный стоит в корне решение орфографической задачи

3.Изменить слово или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне спешка

4.Написать в корне ту гласную букву, которая в корне проверочного - спешить

Соответственно такой последовательности действий будет выглядеть запись, которую выполняет ученик: сп_шить — спешка — спешить

Примечание: распространенной ошибкой является запись детьми проверяемого слова перед проверочным словом (“Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово”: спешил спешка), т.к. в этом случае ребенок не овладевает способом орфографического действия, а пишет наугад. Кроме того, зрительный образ написанного слова часто влияет на подбор проверочного.

Нач! букв, которым может быть обозначен данный звук: причем употребление этих букв не влияет на произношение и значение слова: петак, питак, пятак

В учебниках В. Репкина вместо буквенной дроби используется запись букв в скобках: п(е, я, и)так.

П.С. Жедек важнейшим приемом считает письмо под диктовку с пропусками орфограмм и списывание с подчеркиванием орфограмм. Для овладения письмом с пропусками (сделать пропуск непросто) предлагается сделать звуковую запись слова, поставить точки под звуками в слабых позициях, после чего написать слово с пропуском на месте подчеркивания. Например: [завот] з_во_

В системе Д.Эльконина - В.Давыдова данным приемом детям разрешается пользоваться при выполнении любых письменных работ (в том числе и контрольных), причем время использования не ограничено. Т.Г. Рамзаева считает, что "не следует злоупотреблять этим приемом, иначе можно воспитать у учащихся излишнюю осторожность в решениях, привычку откладывать "на потом". Что касается подчеркивания орфограмм, то это можно делать по-разному: обычное подчеркивание, разные виды подчеркивания в зависимости от вида орфограмм (например, орфограммы слабой позиции — одной чертой, сильной позиции — двумя чертами), выделение цветом, раскрашивание и др.

Примечание:

1.Необходимо помнить, что все перечисленные приемы будут "работать", если у детей правильно (с лингвистической и методической точки зрения) сформировано понятие орфограммы.

2.Не развивают умения видеть орфограммы упражнения, где на месте орфограмм уже сделан пропуск или орфограмма уже подчеркнута, а также сопоставление готовой буквенной формы олова с его произношением.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =