Этнос, этнические процессы

Этнос — это исто­рически сложившаяся на определенной территории устойчи­вая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языки, культуры и психики, а главное, сознанием своего единства и отличия от других на­родов (наличие этнического самосознания, этнической иден­тичности). Этнос как общность людей устойчив во времени, он выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизнен­ных ценностей и норм поведения для своих членов.

В мире существует около 200 суверенных государств, а народностей насчитывается около 5000. Из этого следует, что государства, как правило, мно­гонациональны. Так, в этническую структуру РФ входит свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самая большая – русские – около 90 млн. чел., а самая малая – кереки – этническая группа в составе коряков – около 100 чел.). Этническая структура – это сеть устойчивых социальных отношений между этническими общностями: нациями, народностями, национальными и этническими группами государства. Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы – группы людей, которые сохраняют этнические признаки нации и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Этнические группы, в свою очередь, это малочисленные народы в составе более крупных этносов, которые насчитывают от нескольких десятков, до несколько сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, некоторые бытовые традиции, территорию расселения – например, ороки на Сахалине, эмцы на п-ове Таймыр.

Помимо базового понятия этноса выделяются различные виды этнических систем. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого. Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Суперэтнос – самая крупная этническая система, группа этносов, которые обладают элементами общего самосознания. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: византийский, римский, мусульманский, американский суперэтносы.

Субэтнос, конвиксия и консорция– части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Ряд этнологов и историков (в особенности марксистского толка) проводит эволюционную линию так: род – племя – народность – народ – нация. Если народ = этнос, под народностью традиционно понимается объединение племён, но при этом понятийная граница между этносом и племенем размыта, то понятие нации стоит обособленно и остановиться на нем нам необходимо.

Нация (от лат. natio — племя, народ) – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, частью историков воспринимается как высшая фаза развития этноса, в которой данный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Другие видят в нации вариант суперэтноса. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. Нация не обязательно объединена языком (бельгийская нация говорит на 2 языках, а швейцарская на 4), нация может быть мультикультурной или мультиконфессиональной (американцы, австралийцы), нация может делить язык с другой нацией (немцы (дойч) – и австрийцы). Однако нация, как правило соответствует государственному образованию. Таким образом, это в большей степени политологическое, правовое, историческое, но не этнологическое понятие.

Порой образуются специфические этнические формы:

Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Этническая антисистема – целостность людей с негативным мироощущением (специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, к уменьшению плотности системных связей).

Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Это оптимальная форма контакта, повышающая жизненеспособность каждого этноса.

Этническими процессами называют процессы, при которых происходит изменение различных ком­понентов этноса: элементов духовной и матери­альной культуры, языка, социальной структуры, самосозна­ния и др. Этнические процессы многообразны, поэтому их не­обходимо классифицировать. Прежде всего, следует выделить этноэволюционные и этнотрансформационные процессы.

В этноэволюционном процессе при изменении отдельных компонентов этнос, или какая-либо его группа, ос­таются самими собой, так как не меняется их этническое само­сознание.

При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной.

Выделяют несколько форм этнического объединения - культурного и языкового сближения вовле­ченных в этот процесс людей, а также нивелировка имеющих­ся между людьми различий.

Эт­ническая фузия — процесс слияния нескольких ранее самостоя­тельных народов, родственных по языку и культуре, в объеди­ненный новый, более крупный этнос. Пример – слияние восточнославянских племен в древнерусский эт­нос.

Этническая консолидация— внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.

Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию, однако их сущность различна: первый процесс является этнотрансформационным и приводит к смене этнического са­мосознания, второй процесс — этноэволюционный и не при­водит к смене самосознания.

Этническая ассимиляция — «растворение» прежде самосто­ятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Этот процесс широко распространен в эконо­мически развитых странах, где много иммигрантов, причем для ассимилируемой стороны — это этнотрансформационный про­цесс, для ассимилирующего народа — этноэволюционный.

Ассимиляционные процессы про­текают с разной скоростью в зависимости от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер расселения этой группы и время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйствен­ные связи с основным населением, социально-пра­вовое и семейное положение ассимилируемых, наличие или отсутствие контактов с родиной, отношение к ассимилируемой группе ок­ружающей этнической среды, близость по языку, культуре, ре­лигии, облику.

Этническая конвергенция — ассимиляционный процесс вза­имодействия двух очень близких друг другу по языку и культу­ре этносов, в этом случае процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидацией и фу­зией.

Межэтническая интеграция — взаимодействие внутри го­сударства или крупного региона нескольких су­щественно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться (а могут и не слиться) в единый народ. Такие общности представляют собой суперэтнос. Эти про­цессы присущи всем длительно существующим полиэтничес­ким государствам. Они в той или иной форме были характер­ны для Римской империи, Византии, Российской империи, СССР и т.д.

Этногенетическая миксация — редко встречающийся тип трансформационного этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. В качестве примера можно привести этническую историю США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселен­цев из Европы, было дополнено включением в процесс представителей других этносов и рас как абориген­ного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате сло­жилась новая этническая общность, которую называют северо­американской нацией.

Наряду с этническим объединением в процессе этногенеза действует одновременно и противоположная тенденция этничес­кого разделения:

Этническая парциация – разделение единого этно­са на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, из осколков древнерусского этноса сформировались русские, украинцы, белорусы.

Этническая сепарация – отделение от этнической общнос­ти сравнительно небольшой части, которая со временем пре­вращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины — переселение группы исходно­го этноса, политико-государственное обособление небольшой части народа, религиозное обособление этнической группы. Так, английские пуритане, приехав в североамериканс­кие колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканской нации, а английские каторжники и ссыль­ные — основой австралийской. Скандинавы-русы также пример этнической сепарации.

Взаимодействие этносов сегодня - один из самых острых вопросов государственного и культурного строительства не только в России, но и во многих странах мира. Есть 4 модели саморегулирования межнациональных отно­шений:

1) Модель ассимиляции. Она определяет адаптацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов.

2) Модель «плавильного котла» (характерна для США). Социокультурная ситуация складывается под влиянием многих этнокультур с потерей изначальной этничности многими группами эмигрантов.

3) Модель культурного плюрализма («пусть расцветают все цветы»). Наиболее перспективное направление: различные типы этнической идентичности признаются равноценными элементами единого социокультурного континуума;

4) Модель ядра и периферии (типичный пример – СССР). В результате противоречий между обладающим экономической и политической властью центром и зависимой от него периферией возникает стратификация – источник межнациональных конфликтов.

Сегодня ясно, что разные этносы, общества и цивилизации человечества взаимозависимы друг от друга, так же как индивидуум не может не зависеть от состояния общества. Человечество не может жертвовать даже самой малой своей частью, не подвергая опасности себя в целом. Исследования этнологов имеют неоценимое значение для сознательного отношения к существованию различных рас, наций, обществ, религий. Из узкоспециализированной науки этнология превратилась в дисциплину с мировоззренческой и нравственной нагрузкой.

Есть ли какая-то закономерность в рождении, существовании и исчезновении различных этносов? Для поиска ответов создаются теории этногенеза.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 83 = 90