«

»

Выбираем парамотор. S-рога. Ликбез для начинающих.

      Собственно говоря, исходя из заголовка Вы уже должны были догадаться, о чем пойдет речь. Прежде всего хотелось бы адресовать эту статью не только начинающим пилотам, но также и Российским производителям парамоторов, дабы подтолкнуть их предлагать покупателю новые парамоторы. Основной целью этой статьи является желание показать, что S-рога являются безопасной системой для начинающих и, на мой взгляд, является идеальной для подавляющего числа парамотористов. Пару лет назад, когда я еще не летал на S-рогах, где-то на форуме я упомянул, что S-рога видятся мне как идеальнейших баланс между всеми уже существующими системами подцепов. Сейчас, когда я начал летать на S-рогах, я понимаю, как я был прав. Но кроме того, я обнаружил, что система лишена огромного кол-ва недостатков, которые присуще другим типам подцепов.
Кто изготавливает и продает рамы с S-рогами?
      На сегодняшний день мне известен лишь один «парамотостроитель» S-рогов в России и еще два из Украины (+ судя по теме в парамотобизнесе есть люди, которые продают рамы с S-рогами отдельно без двигателей, но это наверное вариант больше для уже опытного пилота, нежели для начинающего).
Что же такое S-рога и почему они идеальны для начинающего пилота?
      Далеко ходить не будем, возьмем для примера фотографию парамотора из темы парамото-бизнеса, обладателем которого мне посчастливилось стать за 3800евро(сейчас уже 4200, если не ошибаюсь).

      Вот именно так выглядит парамотор с S-рогами. При беглом взгляде мы видим, что точки крепления рогов располагаются на одной оси с вектором тяги, создаваемой винтом, карабины находятся чуть выше, чем в свободном варианте или варианте с прямым нижними качающимися рогами, над плечами отсутствуют какие бы то ни было ремни, рога, что положительно сказывается на обзоре и комфорте полета.
Сразу оговорюсь, что на верхнем мягком подцепе с распорками мне летать не доводилось, поэтому о таких параметрах, как простота старта я судить не могу, но в чем уверен точно так это в том, что такая рама проигрывает раме с нижними качающимися рогами в таких аспектах, как управление весом, высота подцепа свободных концов(на такой раме она выше, что может быть менее комфортным). Также на таких рамах присутсвуют лишние ремни над плечами, которые лично мне, не хотелось бы иметь ни в полете, ни на земле.
Итак, почему же S-рога будут так хороши для начинающих.
      Первый, самый важный и основной плюс для начинающих:
Старт.
      На них очень просто стартовать. Гораздо проще чем на верхнерогих рамах. И вы не сможете не согласиться, когда попробуете. Старт это основная и самая главная проблема всех начинающих парамотористов.
      Опять же, расскажу немного из своего опыта. К тому моменту, как у меня появился парамотор от иркутчан с верхними рогами, я обладал хорошими навыками старта и владения крыла в любой ветер(в пределах разумного). Тем не менее, одев на себя парамотор, я испытывал много проблем…да, по-началу все получалось достаточно просто, одел, тут же взлетел…но с кол-вом стартов выплывали и разные проблемы…Когда же я перешел на прямые нижние качающиеся рога спустя два года, я просто ликовал от простоты старта, от чувства комфорта в полете и возможности управлять крылом, загружая консоль своим весом….На нижних подцепах у вас будет меньше шанса словить «черепаху» на старте, т.к. крыло подцепеленно на одной линии с вектором тяги. Также вам будет проще центроваться под крыло при переднем старте, потому что по свободным концам легко чувствуется куда уходит крыло. Обратный старт также будет более удобен за счет более низкого расположения свободных концов.
Управление весом.
      Оно же чувствительность подвески. Это Ваша обратная связь с крылом. Да, в турбулентность будет «трясти», вы даже возможно по-началу чисто субъективно будете ощущать это, как «кидание в подвеске». На верхних подцепах такого ощущения нет, но это не значит, что они поэтому безопаснее или более комфортные. Именно ощущение разгрузок крыла, которые Вы чувствуете на клевантах и своей пятой точкой, дает вам понимание того что происходит с крылом. На верхних подцепах остаются только клеванты. Я очень прекрасно понимаю тех, кто летает всю жизнь на верхних подцепах и пролетев термичку на нижних подцепах ругается что это фигня. Переучиваться всегда сложнее, чем учиться с нуля. Если вы начнете летать на таких подцепах с самого начала, то это чувство станет для вас естественным и Вы извлечете из него все его плюсы.
      Надо отметить, что на S-рогах все же чувствительность гораздо, я бы даже сказал, намного ниже, чем в свободном варианте или варианте с нижними качающимися подцепами. Лично для меня это довольно таки серьезный минус, но для любого начинающего подцепа это значит, что ничего страшного не произойдет, если в какой-то момент он будет несимметрично сидеть в подвеске. Ну и конечно же в подвеске не так сильно «трясет» в турбулентность. Опять же, ввиду того что точка оси рогов расположена на одной оси с векторам тяги уменьшается вероятность твистов на старте, которые иногда случается на нижних качающихся рогах с более низкой точкой крепления рогов.
      Даже, если Вы не планируете летать в термичку, управление весом все-равно вам пригодится. В какой-то момент, как и всем прогрессирующим пилотам, Вам захочется попробовать свои силы в пилотировании. Поверьте, крыло более охотно поворачивает, если его как следует загрузить консоль весом, а для этого нужно, чтобы Ваш парамотор позволял Вам это сделать.
Комфорт.
      Как уже говорилось выше, Вам ничто не будет ограничивать обзор в полете и только это многого стоит, но что еще более важно, так это комфорт на старте. В случае неудавшегося старта, вы легко можете отцепить карабины, и, не снимая мотора со спины, быстренько расстелить крыло заново, после чего пристегнуть свободные концы к карабинам. С верхними рогами делать это неудобно. Приходилось выстегиваться с подвески, снимать руд, и все по новой…очень долго и энергозатратно…
      ну и также, повторюсь, это более низкое расположение свободных концов. Это кстати, в особенности удобно для свободников, т.к. не придется перевязывать клеванты.

Кому не подойдут S-рога.
      S-рога не подойдут тем, кто планирует профессионально заниматься видеосъемкой с воздуха, а также тем, кто планирует стрелять с воздуха. Одним словом, любые задачи где требуются максимальная неподвижность пилота в подвесной системе. Думаю верхние рога в этом вопросе будут идеальны.
      Также S-рога не пригодятся тем, кто на все сто процентов уверен, что ему нужно только подняться в небо и ничего больше. Это пилот, который покупает одно крыло на всю жизнь и ему ничего не нужно больше, кроме как летать по прямой или вверх.
Когда-то, еще не поднявшись в воздух, я смотрел винговеры, спирали, срывы, лупы….и все это так далеко казалось от меня…ты думаешь только об одном полете, каком угодно и как угодно, лишь бы он был, а потом не замечаешь, как сам начинаешь делать акро.

      За шесть лет я сменил три рамы и потратил на оборудование гораздо больше, чем мог себе позволить. Не вижу причин не воспользоваться чужим опытом :) Не стоит бояться S-рогов, если Вам кто-то скажет, что они более спортивны или хуже. При грамотном подходе Вы научитесь и будете на них летать очень долго и счастливо. А при неграммотном подходе Вас ничто не спасет!
      Как бы там ни было, на чем летать, это всегда Ваш выбор и, к сожалению, он часто обусловлен материальным фактором!
Успехов в полетах!

2 комментария

  1. Руслан

    удобно думаю))

  2. Ярослав Никулин

    Офигительно удобно :) как в полете, так и на земле!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>