Понятие социальной ситуации развития Выготский

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина позволили систематизировать огромный фактический материал, накопленный в области детской психологии. Л. С. Выготский ввел новую единицу анализа детского развития. Ею являются не отдельные психические процессы, которые изучает общая, генетическая психология. Детская психология имеет дело с особыми единицами -- это возрастные периоды. Именно поэтому детскую психологию называют возрастной психологией. Л. С. Выготский первый понял, что возраст имеет свою структуру и динамику. "Возраст -- писал он,-- представляет собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития".

Каждый возраст характеризуется, согласно взглядам Л. С. Выготского, своей своеобразной, специфической для него, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребенком и его средой. "Социальная ситуация развития данного возраста,-- подчеркивал Л. С. Выготский,-- представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основной источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным". Из жизни ребенка в данной социальной ситуации возникает основной, или ведущий (по определению А. Н. Леонтьева) тип деятельности. В ней развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. По словам Л. С. Выготского, они служат не предпосылкой, а результатом, или продуктом возрастного развития. Возникшие новообразования в развитии ребенка приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новой социальной ситуации, которая открывает новые возможности для психического развития ребенка уже в следующем возрастном периоде. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет, по Выготскому, главное содержание критических возрастов.

Из чего складывается концепция Выготского применительно к проблемам развития?

1) Учение о психологическом возрасте (ноу хау отечественной психологией, еще не ассимилировано мировой психологией). Структура и динамика (изменение темпа) психологического возраста (ПВ). ПВ – целостная динамическая структура, определяющая роль и удельный вес каждой частной линии развития. Есть у нас много линий развития: речь, мышление, движения – ПВ эти линии иерархизирует, определяя, что на данном этапе наиболее важно, как бы задавая основу для этой иерархизации. Структура ПВ включает 2 компонента: социальная ситуация развития (ССР); 2 – возрастные психологические новообразования (ПНО).

ССР – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное отношение (важна не сама среда, а то, в какие отношениях он с ней вступает – зачастую чел растет в полном дерьме, но вырастает настоящим и наоборот) между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания ребенка.

ПНО – тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде. С каждым ПНО мы становимся все больше и больше творцом своей судьбы.

Динамика психологического возраста. Измененния:

А) количественные изменения (постепенные (эволюционный путь развития);

Б) качественные, фундаментальные, быстрые (революционный тип развития, кризис) – Выг первый показал, что кризис это не патология, а закономерность. Какова ф-ция кризиса? Основная ф-ция кризиса – разрешение противоречий между старой ССР и новыми способностями ребенка (они превосходят те ожидания, которые предъявляет ему взрослый).Содержание кризиса – перестройка ССР, отражающая новые достижения ребенка.

Динамика возрастного развития – чередование периодов эволюционного развития и кризисов.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − 26 =