Пожарные насосные станции

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения

Тушение пожаров на различных сооружениях промышленных предприятий, добычи газа и нефти, а также их хранение и транспортирование, сельско-0озяйственного производства, объектах культуры и т.д. осуществляется пожарными автомобилями, отличающимися от автоцистерн.

В зависимости от назначения объектов пожарными автомобилями требуется обеспечивать специфические функции. Основные из них могут быть:

подача воды в больших количествах;

обеспечение использования пожарных рукавов в количествах больших, чем на автоцистернах;

применение для тушения пены, требующей больших запасов пенообразователя;

использование порошкообразных огнетушащих веществ (порошков);

проведение тушения, используя порошки и пену;

осуществление тушение инертными газами.

Использование различных ОВ, реализация разных механизмов тушения потребовала создания пожарных автомобилей тушения, отличных от автоцистерн.

Пожарные насосные станции и рукавные автомобили

Пожарные насосные станции

Пожарные насосные станции (ПНС) не имеют возимого запаса воды. Они предназначены для перекачки воды по магистральным рукавным линиям из естественных или искусственных водоисточников:

к передвижным лафетным стволам;

к пожарным автомобилям;

к месту крупного пожара для создания резервного запаса воды.

В основном они предназначены для тушения крупных пожаров. При этом они применяются совместно с рукавными автомобилями АР-2, автомобилями водопенного тушения АВ-20 или АВ-40, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении крупных пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов. При тушении газовых и нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ). Они используются при чрезвычайных ситуациях, тушении объектов энергетики, на объектах химической и нефтехимической промышленности.

Все ПНС создаются на полноприводных шасси (6×6) с удельной мощностью не менее 11 кВт/т. На них устанавливают пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды 100-110 л/с при напорах 100 м. пожарные насосы на них имеют свой автономный приводы. Это обычно мощные дизели, валы которых сопряжены (посредством муфт) с валами насосов. Следовательно, на ПНС эксплуатируются два двигателя: двигатель шасси и двигатель пожарного насоса.

В отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах – транспортном и стационарном, на ПНС двигатель шасси эксплуатируется только в транспортном режиме и ненагруженном стационарном (при ЕТО), а двигатель насоса – только в стационарном режиме.

Наличие на ПНС двух двигателей предопределило особенности их компоновки на примере ПНС-110(рис. 9.1). Двигатель автомобиля ЗИЛ-131 размещен перед кабиной, а в кузове ПНС установлен автономный дизель 1, который с муфтой сцепления и карданным валом соединен с насосом 6.

В качестве источника энергии для привода пожарного насоса используются четырехтактные двенадцатицилиндровые дизели 2Д12Б модернизированный дизель 2Д12Бс. Эти дизели развивают мощность 220 кВт при частоте вращения 2100 об/мин. На ПНС они эксплуатируются в стационарном режиме, поэтому дизель, кроме собственной системы охлаждения, оборудован дополнительным теплообменником, включенным в пожарный насос. Вода, поступающая в теплообменник из пожарного насоса, дополнительно охлаждает воду системы охлаждения двигателя. Дополнительно охлаждается масло в маслобаке.

Дизели характеризуются большими значениями степеней сжатия. Поэтому для их пуска применяются мощные стартеры, получающие питание от аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128 емкостью 256 ампер-часов. Кроме того, они оборудованы аварийной системой воздухопуска сжатым воздухом, содержащимся в двух баллонах при давлении 15 МПа.

Для обеспечения надежного пуска двигателя при низких температурах он оборудован специальным пусковым подогревателем, обеспечивающим разогрев воды в системе охлаждения и масла в маслобаке.

На ПНС установлены пожарные насосы ПН-110Б. Они геометрически подобны универсальным насосам ПН-40УВ и отличаются от них только размерами и массой. На насосе имеется всасывающий патрубок диаметром 200 мм и два напорных патрубка диаметром по 100 мм.

Насос ПН-110 обеспечивает подачу воды в количестве 110 л/с, развивая напор 100 м. Эти значения величин подачи и напора получают при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 1350 об/мин (рис. 9.2).

а
б
10
9
8
7
2
6
1
3
4
5
Органы управления и контроля на пульте

Рис. 9.1. Компоновка и структурная схема ПНС-110:

а – компоновка ПНС-110:

1 – двигатель 2Д-12Б; 2, 9 – топливный бак; 3 – баллоны со сжатым воздухом; 4 – боковые отсеки; 5 –муфта сцепления; 6 – центробежный насос ПН-110; 7 – органы управления и контроля на пульте; 8 – карданный вал; 10 - масляный бак; б – структурная схема агрегатов и систем ПНС-110

Рис. 9.2. Гидравлическая характеристика ПН-110 и ПЦНН-100/100

1 – n = 1300 об/мин; 2 – n = 1400 об/мин

Максимальная высота всасывания насоса 7 м. Насосная установка состоит из насоса, системы всасывающих и напорных трубопроводов, заборной арматуры и измерительных приборов: вакуумметра, манометра, тахометра.

Насос имеет пеносмеситель с дозатором, обеспечивающим одновременную работу шести пеногенераторов ГПС-600 или четырех ГПС-2000.

Для забора воды из открытых водоисточников на насосе ПНС имеется система всасывания. Газоструйный вакуумный аппарат смонтирован на выхлопной трубе двигателя шасси. Им управляют с помощью электропневмопривода. Станция имеет и другие органы управления: регулятор оборотов двигателя, рукоятку выключения сцепления двигателя привода насоса. Наличие системы вакууммирования, установленной на двигателе привода насоса, позволяет производить подачу воды без участия двигателя шасси. Кроме того, сокращается в два раза количество рычагов управления по сравнению с ранее выпускаемой машиной. На ранее выпускаемых машинах газоструйный вакуумный аппарат устанавливался на карбюраторном двигателе шасси.

Для обеспечения работы ПНС комплектуются небольшим количеством пожарного оборудования (ПО) (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Наименование Количество, шт.
Рукав всасывающий диаметром 125 мм, длиной 4 м
Сетка всасывающая СВ-125
Ключ К 150
Ключ К 80
Четырехходовое разветвление 150х77х77х77х77
Огнетушитель ОУ-5
Лебедка ручная ЛР—0,15
Топор А-2
Лопатка ЛКО
Лом с шаровой головкой

Оборудование размещено в кузове с боковыми дверями шторного типа и задней дверью, открывающейся вверх.

Кузов оборудован плафонами освещения и выключателями контроля закрытия дверей.

Над задней дверью установлены проблесковый маячок синего цвета и фара-прожектор освещения рабочей зоны.

По желанию заказчика ПНС этого типа в настоящее время могут сооружаться на шасси КамАЗ (43114) или Урал (5557).

Для ПНС разработан новый центробежный насос, обеспечивающий подачу 100 л/с воды или раствора пенообразователя при напоре 100 м, потребляющая мощность которого 185 кВт – НЦПН – 100/100. Принципиальная схема расположения рабочих колес на валах и привода к ним показана на рис. 9.3.

Из анализа этой схемы следует, что насос представляет собой агрегат, состоящий из двух двухступенчатых центробежных насосов, объединенных общим редуктором 6. Полумуфта 7 служит для соединения вала насоса 1 с автономным двигателем внутреннего сгорания. Каждый из них является насосом консольного типа с осевым подводом воды в первую ступень. После первой ступени вода по отводящим устройствам 4 поступает во вторую ступень, как показано стрелками. После второй ступени вода поступает в направляющий аппарат 5 с кольцевой камерой. Из этой камеры вода направляется в общий коллектор (на рисунке не показан), оборудованный двумя вентилями, заканчивающимися напорными патрубками с муфтовыми рукавными головками.

Уплотнения колес и межступенчатые уплотнения – щелевого типа. Концевые уплотнения валов – торцевого типа, выполненные из силицированного графита.

7
6
5
4
3
2
1
9
8

Рис. 9.3. Насос пожарный НЦПН-100/100:

1 – вал; 2 – вакуумный насос; 3 – рабочее колесо; 4 – отводящее устройство;
5 – направляющий аппарат; 6 – редуктор; 7 – полумуфта; 8 – канал в коллектор;
9 – дозатор

Насос имеет два всасывающих патрубка диаметром 125 мм и два напорных патрубка диаметром 100 мм. Он оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения. Система состоит из двух вакуумных шиберных насосов 2, которые работают от электродвигателей, получающих питание от аккумуляторных батарей базового шасси.

Вакуумные насосы обеспечивают разрежение в системе всасывания со всасывающими рукавами, достигающее 0,08 МПа. Заполнение всей всасывающей системы с высоты всасывания 7,5 м осуществляется за 60 с – не более. Вакуумная система имеет один вакуумный клапан, управляемый вакуумным реле одного из электродвигателей.

Электрический ток, потребляемый системой водозаполнения, не превышает 200 А.

На каждом корпусе центробежных насосов установлены измерительные патрубки7 (рис.9.4). Вода, протекающая по патрубку 7 поворачивает заслонку 3, закрепленную на оси 2. На кронштейне 6 закреплен резистор 1. При повороте оси 2 импульс от резистора поступает на электронный блок. При прекращении подачи воды заслонка 3 возвращается в исходное положение пружиной 4. Горизонтальное положение заслонки 3 на рис.9.4 указывает на прекращение подачи воды.

Рис.9.4. Патрубок измерительный:

1 – резисторо; 2 – ось заслонки; 3 – заслонка; 4 – пружина; 5 – оправка; 6 – кронштейн; 7 – патрубок

На насосном агрегате установлена автоматическая система дозирования, обеспечивающая подсос пенообразователя и дозированную его подачу во всасывающие полости обоих насосов. В зависимости от подачи насоса заданная концентрация пенообразователя поддерживается дозатором (рис.9.5). В корпусе дозатора 9 на оси 4 установлена заслонка 5. Зубчатое колесо 3 (поз.16 на рис.9.6) находится в зацеплении с косозубой трибкой 2 (трибка – мелкомодульное зубчатое колесо с малым числом зубьев, составляющее одно целое со своей осью). В положении, изображенном на рисунке, заслонка перекрывает трубопровод 9, по которому из пенобака поступает пенообразователь. Заслонка 5 поворачиваясь до 900 перекрывает сечение трубопровода. Следовательно, ее положение обеспечивает требуемое количество пенообразователя. Ось заслонки 4 соединена с резистором 6, установленном на кронштейне 7.

Рис.9.5. Дозатор: 1 – ось редуктора (поз.15 на рис.9.6); 2 – косозубая трибка (поз.6 на рис.9.6); 3 – зубчатое колесо (поз.16 на рис.9.6); 4 – ось заслонки; 5 – заслонка; 6 – колпачок; 7 – кронштейн; 8 – резистор; 9 – корпус дозатора.

Регулирование положением заслонка 5 может осуществляться вручную или автоматически с помощью резистора дозатора (рис.9.6).

Рис.9.6. Редуктор дозатора:

1 – корпус; 2 – электродвигатель; 3 – трибка; 4 – прямозубое колесо; 5 – червяк; 6 – червячное колесо (косозубое); 7 – нажимной диск; 8 – регулировочный болт пружины; 9 – ручка; 10 – шкала; 11 – втулка; 12 – упор; 13 – ось дозатора; 14 – колесо косозубое; 15 – ось редуктора;16 – трибка косозубая.

а оси редуктора 15 закреплена трибка косозубая 16 и втулка 16. На ней размещено червячное (косозубое) колесо 5. Его положение фиксируется нажимным диском 7 пружинами 8. На одной оси с червячным колесом установлено прямозубое колесо 4, находящееся в зацеплении с трибкой 3, соединенной с электродвигателем 2..

Сила прижатия червячного колеса 6 диском 7 ограничена так, что при повороте рукоятки 9 втулка 11 скользит по торцам червячного колеса 6. В этом косозубая трибка 16 повернет колесо 14 и его ось 13 на дозаторе (поз.1 на рис.9.5). Поворот оси 4 дозатора (рис.9.5) зафиксирует резистор 8 (поз.8 на рис.9.5).

При изменении подачи воды рассогласовываются показания резистора дозатора (поз.8, рис.9.5) и резистора на оси заслонки измерительного патрубка. С электронного блока подается команда на устранение рассогласования. При этом электродвигатель дозатора через редуктор автоматически обеспечит поворот его заслонки. Контроль уровня дозирования осуществляется по шкале дозатора.

Блок автоматической системы дозирования (АСД) обеспечивает требуемый уровень концентрации пенообразователя в автоматическом режиме. Он имеет регулятор концентрации пенообразователя и индикатор нулевой подачи насоса «Нет подачи».

В кабине водителя установлен щит, с которого осуществляется контроль открытия дверей кузова, включение маяка, прожекторов и лампы подсветки места командира.

На крыше кабины находится светоакустическая балка и фара-прожектор. Управление ими осуществляется из кабины водителя.

Основные параметры технических характеристик некоторых ПНС представлены в табл.9.2.

Таблица 9.2


п/п
Наименование параметров Размер
ность
Модель ПНС
ПНС-110(131)-131А ПНС-100
КамАЗ-43114-50ВР
Базовое шасси
Мощность двигателя
Пуск двигателя

Скорость движения
Тип пожарного насоса
Двигатель привода ПН
Мощность двигателя
Тип вакуумного аппарата

Полная масса
Количество и размер патрубков:
всасывающих
напорных

-
кВт
-

км/ч
-
-
кВт
-

кг
шт/мм

Зил-131*
стартер
сжатый воздух
ПН-110
2Д12БС
газоструйный

1×200
2×100

КамАЗ-43114
170,5
стартер

НЦПН-100/100*
ЯМЗ-238Б-14
вакуумная система забора воды

2×125
2×100

* Возможно применять шасси КамАЗ-43114 или Урал-5557.

** Возможна установка пожарного насоса ПН-110.

Производится также ПНС на шасси ЗИЛ-4334 с установкой насоса ПН-110 и приводом к нему дизелем ЯМЗ-238Б14. Максимальные скорости движения ПНС достигают 80 км/ч, а полная масса 12000 кг.

По выбору заказчика возможно заказать любую модель ПНС, наиболее подходящую для пожарных частей регионов.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

75 − = 74