Причины чеченской войны

Чеченский кризис в 1990-е годы

П

осле распада СССР особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991г. к власти в Чечне пришел генерал Джохар Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии и объявил о создании независимой Чеченской республики Ичкерия.

В связи с реорганизацией бывшей Советской Армии Дудаеву удалось взять под свой контроль значительную часть имущества и вооружений советских войск в Чечне, вплоть до авиации. Россия заявила о незаконности «дудаевского режима».

Вскоре среди самих чеченцев началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 году в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 года началась операция федеральных войск по захвату Грозного. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал катастрофой. Разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительны. 20% боевой техники федеральных войск в Чечне было полностью неисправно, 40% – частично неисправно. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но самое главное – Дудаев умело играл на национальных чувствах и изображал Россию врагом чеченского народа. Он сумел привлечь на свою сторону население Чечни. Дудаев превратился в национального героя. Большая часть чеченцев восприняли ввод федеральных войск как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.

В итоге операция по восстановлению законности, сохранению целостности России, разоружению бандитов обернулась для российского общества затяжной кровопролитной войной. В чеченском вопросе правительство России не проявило государственной мудрости, терпения, дипломатического мастерства, понимания исторических и культурно-бытовых традиций горских народов.

1. Правительство России стремились ликвидировать «самостоятельность» генерала Дудаева, хотело сохранить территориальную целостность России.

2. С потерей Чечни терялась чеченская нефть и нарушилась подача нефти из Баку в Новороссийск. Сокращался экспорт нефти.

3. Развязыванию войны поспособствовали криминальные финансовые структуры, заинтересованные в этой войне для «отмывания денег».

Таким образом, нефть и деньги стали истинной причиной войны.

Первая чеченская война (декабрь 1994 – июнь 1996 гг.) не была поддержана российским обществом, считавшим ее ненужной, а основным ее виновником – кремлевскую власть. Негативное отношение резко поднялось после крупного поражения российских войск в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 гг. В январе 1995 г. поддержали применение армии в Чечне лишь 23% опрошенных при 55% против. Большинство считали эту акцию недостойной великой державы. 43% выступали за немедленное прекращение боевых действий. Через год протест против войны достиг крайне большой величины: в начале 1996 г. 80-90% опрошенных россиян относились к ней сугубо негативно. Значительная часть СМИ впервые в истории России систематически выступала с антивоенных позиций, показывала чудовищные разрушения, бедствия и горе населения Чечни, критиковала власть и силовые ведомства. Против войны открыто выступали многие общественно-политические движения и партии. Настрой общества сыграл свою роль в прекращении войны.

Осознав бесперспективность военного пути решения чеченской проблемы, правительство России стало искать варианты политического урегулирования противоречий. В марте 1996 г. Б. Ельцин принял решение о создании рабочей группы по завершению боевых действий и по урегулированию ситуации в Чечне. В апреле 1996 г. начался вывод федеральных войск к административным границам Чечни. Считается, что Дудаев погиб в апреле 1996 г.

Начались переговоры между полномочным представителем президента РФ в Чеченской Республике А. Лебедем(он был секретарем Совета безопасности) и руководителем штаба вооруженных формирований А. Масхадовым. 31 августа в Хасавюрте (Дагестан) Лебедем и Масхадовым были подписаны совместное заявление «О прекращении военных действий в Чечне» и «Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой». Была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов.Окончательное решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено на пять лет (до декабря 2001г.). В августе федеральные войска стали выводиться из Грозного, который сразу же захватили боевики.

В январе 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник Аслан Масхадов – бывший начальник штаба чеченских вооруженных формирований. Он провозгласил курс на национальную независимость Чечни.

Россия проиграла первую чеченскую войну, понеся существенные людские потери и огромный материальный ущерб. Было разрушено полностью народное хозяйство Чечни. Появилась проблема беженцев. Среди уезжающих было очень много образованных, квалифицированных работников, в том числе и учителей.

После подписания Хасавюртовских соглашений и прихода к власти А. Масхадова в Чечне началась подлинная катастрофа. Во второй раз за короткий срок Чеченскую республику отдали на откуп криминальным элементам и экстремистам. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство было ликвидировано и заменено шариатским правлением. Русское население Чечни подверглось дискриминации и преследованиям. Осенью 1996 г. большинство населения Чечни потеряло надежду на лучшее будущее и вместе с русскими из республики уехали сотни тысяч чеченцев.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе. С конца 1996 г. по 1999 г. криминальный террор сопровождался в Чечне террором политическим. Ичкерийский парламент спешно принял так называемый закон, на основании которого преследованию подвергались не только те, кто действительно сотрудничал с федеральными органами, но и кто был заподозрен в симпатиях к России. Все образовательные учреждения оказались под жестким контролем самозванных шариатских судов и всевозможных исламских движений, которые диктовали не только содержание образовательных программ, но и определяли кадровую политику. Под флагом исламизации было прекращено преподавание ряда дисциплин как в школах, так и в вузах, но были введены основы ислама, основы шариата и т. д. В школах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, а в старших классах требовали ношение паранджи. Вводилось изучение арабского языка, причем это не было обеспечено кадрами, методическими пособиями и разработанными программами. Боевики считали светское образование вредным делом. Произошла заметная деградация целого поколения. Большая часть чеченских детей за годы войны не училась. Необразованная молодежь способна только пополнять криминальные группировки. Неграмотными всегда легко манипулировать, играя на их национальных и религиозных чувствах.

Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, нападения на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

Вторая чеченская война началась в сентябре 1999 г. Она явилась совершенно другой по всем главным показателям:

· по характеру и методу ведения;

· по отношению к ней населения, граждан РФ, в том числе мирного населения самой Чечни;

· по отношению граждан к армии;

· по количеству жертв с обеих сторон, в том числе, гражданского населения;

· поведения СМИ и т. д.

Война была вызвана необходимостью обеспечения безопасности и спокойствия на Кавказе. 60% населения России было за войну. Это была война во имя защиты целостности страны. Вторая чеченская война вызвала неоднозначную реакцию в мире. Общественное мнение западных стран по поводу второй чеченской войны расходилось с общероссийским мнением. Для западного обывателя характерно восприятие событий в Чечне как подавление Россией восстания маленького народа, а не как уничтожение террористов. Было распространено мнение, что Россия виновна в нарушении прав человека, что в Чечне «этнические чистки». При этом западные СМИ скрывали преступные действия чеченских экстремистов, похищение и торговлю людьми, культивирование рабства, средневековых нравов и законов. Правительство России дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены, прежде всего, на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вступая во вторую чеченскую войну, Россия также учитывала тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследуют Турция, США и НАТО.

Группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати численность боевиков составляла 20-25 тыс., основу которых составляли 10-15 тыс. профессионалов-наемников. На их стороне оказался А. Масхадов.

К марту 2000 г. активная фаза чеченской войны была завершена. Но теперь боевики активно проводили на территории Чечни теракты и диверсии, развернули партизанские действия. Федеральные силы особое внимание стали уделять разведке. Было налажено взаимодействие армии и МВД.

К середине 2000 г. федеральные войска разгромили большую часть организованных боевых формирований сепаратистов и взяли под свой контроль практически все города и села Чечни. Затем основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от военных комендатур к созданной по указу Президента РФ Администрации Чечни и ее органам на местах. Их возглавили чеченцы. Началась огромная работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры республики. Однако этому созидательному труду стали мешать остатки банд боевиков, которые укрылись в труднодоступных горных местах Чечни. Они взяли на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, систематически устраивая из-за угла взрывы на дорогах, убийства работников Администрации Чечни и российских военнослужащих. Только в первом полугодии 2001г. было совершено более 230 терактов, повлекших гибель сотен людей.

В начале XXI века руководство России продолжило политику по налаживанию мирной жизни на чеченской земле. Была поставлена задача – в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне. И в целом эта задача успешно выполняется.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 7