Проблема отбора слов для фонетического анализа

Методические рекомендации к проведению звуко-буквенного (фонетического) анализа в начальной школе

Недельнюк В.В., доцент кафедры

педагогики и методики нач.обучения;

Шкляр И.А., к.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики нач. обучения

Понятие звуко-буквенного (фонетического) анализа

В методической литературе и в педагогической практике активно используются термины «фонетический разбор» и «звуко – буквенный разбор». Данные термины называют одно и то же понятие [5, 224; 4, 211; 9, 73 – 76;3, 228 и др.].

Согласно «Словарю - справочнику по методике русского языка», «фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т.д.» [3, 228].

Таким образом, фонетический разбор является одним из важнейших методических приемов изучения фонетики родного языка. Он имеет большое значение при повторении, закреплении и обобщении материала по теме «Звуки и буквы», а также при усвоении морфологии, синтаксиса, орфографии, в ходе словообразовательных наблюдений. Систематическое использование звуко – буквенного анализа способствует усвоению учениками произносительных норм русского литературного языка, является важным условием выразительности чтения и правильной устной речи.

В ходе фонетического анализа учителем решаются следующие специфические задачи:

1. Развивать у школьников фонематический слух.

2. Учить делению слов на слоги.

3. Учить находить ударные и безударные слоги.

4. Выяснять последовательность звуков в слове.

5. Характеризовать звуки (гласные, согласные, гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие).

6. Учить устанавливать соответствие между звуковым и буквенным составом слова.

7. Обозначать звуки буквами.

Содержание и последовательность звуко-буквенного разбора

В методической литературе существует несколько точек зрения на содержание и последовательность фонетического разбора. Рассмотрим некоторые из них.

1.Т.Г.Рамзаева (из кн.: Русский язык. Учеб. для 4 кл. – М.:Дрофа,2008.-С.250-251;Русский язык в нач. кл.: Справочник к учебникам…-М:Дрофа,2000.-С.124-125)

План разбора

Определите:

1. Сколько в слове слогов.

2. На какой слог падает ударение.

3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены.

4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены.

5. Количество звуков и букв в слове.

Образцы разбора

Устный разбор

Мор/ковь

1. В слове морковь 2 слога.

2. Ударение падает на второй слог: морк’овь

3. Гласные звуки: первый – безударный [a],обозначен буквой о; второй – ударный [o], обозначен буквой о.

4. Согласные звуки:

[м] – звонкий, твердый, обозначен буквой м (эм);

[р] – звонкий, твердый, обозначен буквой р (эр);

[к] – глухой, твердый, обозначен буквой к (ка);

[ф’] – глухой, мягкий, обозначен буквой в (вэ); мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак).

5. В слове морковь 6 звуков, 7 букв. Буква «мягкий знак» звука не обозначает.

Письменный разбор

Мор/ковь – 2 слога;

м – [м] – согл., зв., тв.

о – [a] – гл., безудар.

р – [р] – cогл., зв., тв.

к – [к] – согл., глух., тв.

о – [o] – гл., удар.

в – [ф’] – согл., глух., мягк.

ь – звука не обозначает.

7 букв, 6 звуков.

2. Т.Г.Рамзаева ( в пособии «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М.:Просвещение,1987. – С.224)

План разбора

1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) ударный?

2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше – почему?)

3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?

Образец разбора

Мальчик

1. В слове 2 слога. Первый слог – ударный.

2. В слове 6 звуков, 7 букв. Мягкий знак звука не обозначает.

3. В слове 2 гласных звука и 4 согласных.

4. [м] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой эм.

[а] – гласный, ударный, обозначен буквой а.

[л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой эль.

[ч’] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой че.

[и] – гласный, безударный, обозначен буквой и.

[к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ка.

3. В.А.Шукейло(из пособия «Мой родной русский язык» - СПб.:Знание, 1998. – С.111)

План разбора

1. Количество слогов, ударный слог.

2. Количество звуков, количество букв.

3. Количество гласных звуков.

4. Количество согласных звуков.

5. Характеристика согласных звуков (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие).

6. Несоответствие произношения написанию.

Образец разбора

Конь/ки – 5 звуков ([к],[a],[н’],[к’],[и]), 6 букв (к о н ь к и);

2 гласных звука ([a],[и]), 3 согласных ([к],[н’],[к’]);

[к] – глухой, парный, твердый согласный звук;

[н’] – звонкий, непарный, мягкий согласный звук;

[к’] – глухой, парный, мягкий согласный звук.

Звуков 5, но букв 6, так как ь – показатель мягкости, звука не обозначает.

При сопоставлении представленных выше вариантов звуко – буквенного анализа обнаруживается относительно одинаковая характеристика слова с точки зрения его слоговой структуры и звукового состава. В последнем примере отсутствует характеристика гласных звуков (ударные, безударные). Указанные способы фонетического анализа различаются последовательностью характеристики звуков слова. Так, сначала могут характеризоваться все гласные звуки, потом – согласные (устный разбор в варианте 1).

В каждом из вариантов содержатся примеры характеристики звуков в том порядке, в каком они представлены в слове, независимо от того, гласный звук или согласный.

Попутно возникает вопрос о том, «от чего к чему должен идти ученик»: от звука, его характеристики к обозначению его буквой или от буквы к звуку, который она обозначает, к характеристике звука. Как показывают рассмотренные выше примеры и материал, который будет представлен ниже, сама специфика разбора, его первостепенные задачи, предполагают движение от звука к букве. Также существует мнение, что движение анализа зависит от формы разбора: при устном разборе логично идти от звука к букве, при письменном – наоборот (вариант 1). По нашему мнению, выбор должен зависеть от целей, которые ставит учитель на том или ином этапе обучения, от степени овладения школьниками языковым материалом.

Таким образом, при проведении фонетического разбора учитель, в первую очередь, обращает внимание на решение для себя двух задач:

1) какой объем сведений включает в себя звуко – буквенный разбор;

2) в какой последовательности лучше представить языковые сведения.

Проблема объема решается с помощью программных требований по каждому классу. К концу обучения в начальной школе ученики должны уметь различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами, делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные.

В связи с этим необходимо остановиться на характеристике согласных звуков с точки зрения их парности. В некоторых вариантах эта информация отсутствует (варианты 1 и 2). В 3 варианте указывается на парность по глухости – звонкости. Но уже в период обучения грамоте дети учатся выделять пары согласных звуков не только с учетом их глухости/звонкости, но и твердости/мягкости. Поэтому, характеризуя согласный звук, ученик может дать более полную информацию. Например, звук [м] – согласный, твердый парный, звонкий непарный.

Вопрос о последовательности выполнения звуко–буквенного разбора, на наш взгляд, должен решаться учителем или, при необходимости, методическим объединением учителей начальных классов и учителей-словесников данной школы. За основу могут быть взяты предложенные варианты. Существенным условием при выборе должна стать ориентация на ученика. Последовательность представления тех или иных сведений должна отвечать определенной логике, понятной, в первую очередь, детям.

Способ фиксирования сведений также должен быть понятен детям и отражать информацию полностью. Например, при письменном анализе, установив количество слогов, выделив ударный слог, нужно показать это графически: шко/ла – 2 слога, или шко -ла– 2 слога.

В качестве подготовительного этапа к осуществлению фонетического анализа, а также в качестве самостоятельного вида разбора может выступать звуковой анализ слова. План звукового анализа был детально разработан и обоснован П.С.Жедек [1; 13, 94-97]:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови звук и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

(И т.д. до конца слова)

Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Такой звуковой анализ может стать исходной ступенью фонетического анализа. Если добавить в указанный выше план еще один пункт: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор – ученик перейдет от звукового разбора к звуко–буквенному.

В методике существует мнение о том, что звуко-буквенный разбор имеет 2 разновидности: фонетико-графический разбор и фонетико-орфографический[8, 94; 8, 118].

Как отмечает П.С.Жедек, задача фонетико-графического разбора заключается в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой принцип русской графики [8, 119]. Фонетико-графический разбор включает рассмотренный выше звуковой анализ, дополненный этапом обозначения каждого звука буквой. Данный разбор предполагает ход анализа от звука к букве.

Для характеристики звуков П.С.Жедек предлагает следующие условные обозначения:

гласный звук

согласный, твердый, глухой

согласный, мягкий, глухой

согласный, твердый, звонкий

согласный, мягкий, звонкий

По мнению автора, использование условного значка позволяет экономить время на уроке и место в тетрадях учеников.

Примеры фонетико- графического разбора (по П.С. Жедек):

семь мо ю друзья

Как указано выше, рядом с транскрипцией помещается условный значок, характеризующий звук. Справа от условного значка записывается буква, которая обозначает звук (или звуки). После проведённой работы учителю уместно задать вопрос, сколько в слове звуков и букв, поскольку сама запись дает нужный ответ.

Запись сопровождается устным комментированием, например:

- Произношу слово: [c’эм’]. В слове один слог. Ищу первый звук: [c’c’c’эм’]. Звук [c’] – согласный, глухой, мягкий. Обозначаю двумя чертами. Ищу следующий звук: [c’эээм’]. Звук [э] – гласный, обозначаю кружком. Ищу третий звук: [c’эм’м’м’]. Звук [м’] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаю двумя чертами со «звоночком». Проверяю, получилось ли слово. (Ученик проводит указкой вдоль схемы и читает: [c’эм’].)

Первый звук [c’] обозначаю буквой «эс», второй – гласный [э] – обозначаю буквой «е», так как гласный находится после мягкого согласного. Последний звук [м’] обозначаю буквами «эм» и «мягким знаком», так как мягкость согласного на конце слова передается с помощью мягкого знака.

Другой разновидностью звуко-буквенного разбора (по П.С.Жедек) является фонетико-орфографический разбор. Его цель – развитие орфографической зоркости учащихся, усвоение правил правописания. Отличительные особенности фонетико-орфографического разбора следующие: 1) анализ осуществляется от звука к букве, а не наоборот; 2) при характеристике звука указываются не только общепринятые признаки, но и позиция звука в данной словоформе; 3) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, объясняется способ решения орфографической задачи.

В качестве примера предлагаем фонетико-орфографический анализ слова «чашка» (устные рассуждения):

Слово [ч’ашка]. В нем 2 слога: [ч’a-шка].[Ч’aшка] – первый слог ударный.

Ищу звуки:

[ч’ч’ч’aшка]: [ч’] – согласный, мягкий, глухой, непарный перед гласным – позиция сильная, обозначается буквой «че».

[ч’aaaшка]: [a] – гласный под ударением – позиция сильная, но орфограмма, так как гласный после непарного по твердости – мягкости согласного шипящего; буква «а» - по правилу «ча – ща пишется с а».

[ч’aшшшка]: [ш] – согласный, твердый, глухой, парный перед парным ( не [p], [л], [м], [н], [в]), может быть обозначен буквами ш и ж, ставлю вопрос, это орфограмма.

[ч’aшккка]: [к] – согласный, твердый, глухой, парный перед гласным – сильная позиция, можно обозначить буквой к.

[ч’aшкааа]: [a] – гласный безударный – позиция слабая, сразу писать букву нельзя, ставлю вопрос.

Ищу буквы-орфограммы. Первая – в корне. Подбираю однокоренное слово, чтобы согласный в этом корне был перед гласным – «чашечка». Значит, нужно писать букву «ша». Последняя орфограмма – в окончании. Слово «чашка» - существительное 1 склонения. Подбираю слово 1 склонения с ударным окончанием: «рук`а». Значит пишется буква «а». (В последнем случае также могла быть ссылка на 1 склонение, без проверки).

Рассуждая, ученик оформляет запись:

перед гласным – ч

под ударением после непарного по тв.-м. согласного шипящего - ? (ча – ща) – а

[ш]  перед согласным ( не р, л, м, н, в) -? чашечка - ш

[к]  перед гласным - к

безударный - ? рука а

С опорой на материал статьи Н.Н.Алгазиной и М.Р.Львова об опознавательных признаках орфограмм З.Х.Имамова предлагает еще один подход к осуществлению фонетико-орфографического разбора [2, 35-38]. Автор, вслед за М.Р.Львовым, отмечает, что школьник не может (и не должен!) проверять каждую букву в слове. Для того чтобы сделать действия ученика более рациональными, достаточно обратить внимание на орфограммы. Для письменного разбора автор вводит следующие условные обозначения:

ПМ – парный мягкий согласный;

ПТВ – парный твердый согласный;

НМ – непарный мягкий согласный;

НТВ – непарный твердый согласный;

ПЗВ – парный звонкий согласный;

ПГЛ – парный глухой согласный;

НЗВ – непарный звонкий согласный;

НГЛ – непарный глухой согласный.

Ниже на примере слова «шубка» рассмотрим последовательность фонетико-орфографического разбора и письменную фиксацию выполняемых действий.

Последовательность действий:

1. Записываем транскрипцию с большим интервалом между звуками.

2. Ставим ударение, подсчитываем количество слогов.

3. Подчеркиваем звуки в сильной позиции, т.е. обозначаем буквами в соответствии с произношением.

Подчеркивая звуки, объясняем:

[у] – под ударением; [ш] – перед гласным; [к] – перед гласным.

4. Оставшимся звукам [п], [a] дается подробная характеристика.

5. Звуки обозначаем буквами, записывая под звуками на первой строчке после характеристики.

Запись

[ шу п к а ] 2 слога

↓ ↓

согл., гл.,

ПГЛ, перед ПГЛ, рука - а

шуба, - б

ш у б к а

Содержание приведенных вариантов фонетико-орфографического разбора показывает, что их осуществление возможно при наличии у детей понятия «орфограмма», ученики должны знать и указывать признаки орфограмм, знать сильные и слабые позиции фонем и уметь их определять. В полной мере данные сведения представлены в учебниках В.В.Репкина (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

Считаем, что все рассмотренные варианты фонетического анализа могут быть использованы в начальной школе.

Проблема отбора слов для фонетического анализа

Эффективность овладения фонетическим анализом во многом определяется систематическим его использованием на уроке. В связи с этим у учителя возникает вопрос: «Какое слово лучше всего использовать?» Безусловно, выбор слова не должен быть хаотичным. Во-первых, необходимо учитывать специфику звукового состава слова. Во-вторых, следует соотносить выбор с уровнем усвоения детьми материала по фонетике и графике. В-третьих, нужно не забывать о связи с изучаемой темой. Например, при рассмотрении темы «Безударные гласные в корне» целесообразно предлагать для фонетического анализа слова с указанной орфограммой.

В действующих программах по русскому языку для начальной школы, как правило, не устанавливаются требования к отбору слов для звуко- буквенного разбора. (В программе Т.Г.Рамзаевой указаны типичные слова, которые целесообразно использовать в том или ином классе.)

Наиболее подробно вопрос об отборе слов для звукового анализа рассмотрен П.С.Жедек [8, 91-93]. Данный подход может быть учтен и при выборе материала для звуко-буквенного разбора. В основу авторской позиции положены фонематические особенности слов. П.С.Жедек отмечает, что все слова русского языка можно разделить на 3 группы:

1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сон, май, шмель, ель ит.п.

К этой группе условно относятся: а) двусложные слова со звуком [у] в безударном (предударном) слоге: рука, круги, тюльпан и т.п.; б) двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: краны, горы и т.п.

2. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих с сильными позициями тех же фонем: страна, сок, лиса и т. п.

Т.е. звуковая и буквенная формы этих слов совпадают.

3. Слова, имеющие в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: дуб, пирожок, снежки, тополь и т.п.

Среди слов 3 группы П.С.Жедек выделяет слова, которые не следует брать для фонетического анализа в начальной школе. К ним относятся двусложные слова с ударением на первом слоге, типа [в’э ч’ьр], [то пъл’]. В таких словах имеется очень краткий гласный, который, по мнению автора, не является вполне доступным для вычленения. Тем не менее, среди двусложных слов с ударением на первом слоге можно предлагать для анализа слова, которые во втором слоге имеют фонему [у] или [и]: окунь, дети и т.п. При выборе трехсложных слов необходимо обратить внимание на то, чтобы во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находились фонемы [и] или [у]: интерес, уголёк и т.п.

Автор делает особое замечание относительно выбора слов с так называемыми «йотированными гласными». Данные слова необходимо использовать с целью фонетического анализа, поскольку звук [й’] легко вычленяется из любой позиции.

Школьная практика показывает, что в 1 классе для анализа целесообразно отбирать слова из 1 и 2 групп. Начиная со 2 класса, следует вводить слова из 3 группы. Что касается ограничений при выборе слов из 3 группы, то они не всегда соблюдаются составителями учебников.

Таким образом, выбор слов для фонетического анализа должен иметь обоснованный характер. Существенными критериями отбора являются: 1) фонетические особенности слов; 2) уровень владения учащимися материалом по фонетике и графике; 3) связь с изучаемой темой.

Ниже предлагаем возможные для фонетического анализа слова. Данный материал взят из текстов действующих учебников по русскому языку для начальной школы и распределен в три группы согласно позиции П.С.Жедек.

1 группа

Буквы; воздух; вол; волны; (видел) вьюгу; (сильные) грозы; два; день; дом; дым; ел; ель; (большие) жуки; зал; ивы; корм; коршун; луна; львы; (наши) мамы; май; мел; мель; мир; мой; музей; (пшеничная) мука; (крупные) осы; пурга; рука; ручей; рысь; твой; тень; тигры; туман; туристы; удар; холм; хор; шумел; юла.

2 группа

Аист; апрель; взмахнуть, взмахнул; вихрь; волк; вьют; глаза; журавли; здесь; игра; красивый; крепкую (дружбу); кричат; ландыш; лиса; лужайки; март; народный; нефть; пальто; паучки; (слышу) песню; пингвин; письмо; привет; расти; сады; свиристель; сеют; синицы; стакан; старик; стихи; страна; съест (рыбу); удирать; хвост; яркий (свет).

3 группа

Автобус; арбуз; бежишь, бегут, бежит; блестеть; боец; бугорок, бугорки; взглянуть; везде; везти, вез; веселый; вокруг; вода; вопрос, вопросы; вперед; всегда; всего; вставать, встаю, встаешь, встает; высоко; вышина, (в) вышине; глубоко; глядеть, глядел; (несколько) глотков; декабрь; детский, детскую; дрозд, дрозды; дружили; его, ему; енот; желтеть, желтели; (к) животным; жильё; заяц; здравствуй; известный; интерес; интересный; книжки; когти; комбайн; кошачьи (повадки); кувшин; легкий; легко; (из) лесов; летать, летают; медведь; морковь; мороз; муравей, муравьи; нести, несет; ночную (песню); ноябрь; однажды; океан; окрестный (лес); октябрь; отряд; охотничьи (собаки); (допустить) ошибку; (взял) пиявку; повадки; пою, поешь, поет; помощник; портфель; поход; принести; пролезть; рожь; сбежать; свою (песню); семья; сентябрь; снег, (заметает) снежком; сосновый (бор); спешить, спешит, спешишь; (большеглазые) стрекозы; счастливый; съезд; тепло; тетрадь; тишина; трава; тяжелый; ученик; февраль; хищник; цветы; человек; широко; январь.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

26 − 23 =