Ситуационные задачи по психологии

1. Составьте план проведения диагностической беседы (4-5 вопросов) с детьми среднего дошкольного возраста с целью изучения их отношения театрализованной деятельности (на примере инсценировки сказки «Теремок»). Оформите план в виде таблицы.

№ вопроса План беседы (вопросы)
1.

2. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал он, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА (назвал те же слова, какие произносил при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.

Вопросы: 1. Назовите причину резких отличий результата эксперимента. 2. Раскройте основные отличительные признаки естественного и лабораторного эксперимента.

3.Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Студентка выполняла курсовую работу по теме «Игровая деятельность дошкольников» и должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в ДОО, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»

Вопросы: 1. Будут ли данные, полученные студенткой достоверными? 2. Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

4. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация 1.Ребенок «все понимает», как считает мама, но слова еще произносит нечетко; знает название многих предметов, действий, выполняет команды.

Вопросы: 1. Укажите приблизительный возраст ребенка. 2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии. 3. Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации по развитию речи ребенка на данной стадии развития речи.

5. Проанализируйте предложенную ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация.Мать двухлетнего ребенка пришла к психологу, описав ситуацию: в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: пронзительно кричит, падает на пол, стучит руками и ногами.

Вопросы:1. О каком феномене в данном случае идет речь? 2. Причина возникновения подобного явления? 3. Какие психолого-педагогические рекомендации можно дать маме?

6. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация.Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Вопросы: 1. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? 2. Какой психический процесс является ведущим в дошкольном возрасте?

7. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация.Миша (2 года 5 мес.) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.Коля (2 года 5 мес.) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато «много видит». Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

Вопросы: Что недоучитывают мама Миши и мама Коли? 2. Какое влияние это может оказать на психическое развитие детей в каждой из описанных ситуаций? 3. Какие психолого-педагогические рекомендации вы можете предложить маме в первом и во втором случаях?

8. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация.При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

Вопросы: 1. Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? 2. Почему? 3. Что включает в себя понятие «готовность к школе»?

9.Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация.Родителидетей первоклассников часто не ценят игровую деятельность детей. Поэтому они, например, ограничивают время игр, объясняя «Теперь ты ученик, надо делать уроки», или запрещают носить в школу игрушки.

Вопросы: 1. Правы ли родители этих детей? 2. Объясните действия и желания детей этого возраста.

10. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Малыш (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрослый пытается помочь.

- Я сам! – протестует малыш. - Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

- Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

- Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.

Вопросы: 1. Можно ли считать поведение ребенка упрямством или это особенность формирующейся личности? 2. Какая?

11. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, малыш играет с тем, что попадет в его поле зрения: увидел мячик и играет с ним, через 1-2 минуты увидел куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

Вопросы: 1. О каких особенностях развития детей свидетельствует такое поведение?

12. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. На уроках русского языка в 1 классах написаны на доске слова: вода, водитель, водить, наводнение. В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на 2 группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик». В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все слова, написанные на доске, разбейте их на 2 группы по смыслу, запишите каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой – в правой)».

Вопросы: 1. С какой целью предлагаются эти задания? 2. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения? 3. Почему?

13. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Вопросы: 1. О каких особенностях мотивационной сферы и поведения дошкольников свидетельствует данная ситуация? 2. Со становлением какого психического новообразования связаны эти особенности дошкольников?

14. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация.Девушка 14-ти лет собирается на ночь уходить из дома.

- Куда одеваешься? – спрашивает мама.

- У Лены будет вечеринка. Мы поедим, послушаем музыку и разъедимся по домам.

- Лена не тот человек, с кем можно дружить. Я слышала про нее много плохого, видела не раз ее в плохой компании. А в прошлый раз, когда ты пришла от Лены, от тебя был запах спиртного.

- Это не так!

- Раздевайся, ты никуда не идешь, тем более что завтра тебе на учебу!

- Я сама буду решать, куда и к кому мне ходить и с кем дружить. Ты не имеешь права вмешиваться в мою личную жизнь…

Между матерью и дочерью разгорается конфликт.

Вопросы: 1. Назовите возможные причины конфликта. 2. Какие возрастные особенности дочери были проиллюстрированы?

15. Для младшего школьника большое значение имеет оценка его учителем, в то время как для подростка важно то, как принимают его в группе сверстников?

Вопросы: 1.Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

16. В каком опыте первоклассники продемонстрируют лучшие результаты запоминания? Почему?

Опыт 1. Запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок).

Опыт 2. Запомнить 10 слов конкретного содержания (без показа картинок).

Опыт 3. Запомнить 10 слов абстрактно содержания (храбрость, белизна, тяжесть и т.п.)

17. Дети младшего школьного возраста воспринимают оценку качества выполнения задания как оценку своих стараний. Так, дети часто говорят, что учатся хорошо, несмотря на наличие плохих оценок. Если преподаватель, комментируя плохую оценку, не распространяет впечатление от выполненной работы на свойства характера, дети не расстраиваются.

Вопросы: 1. Прокомментируйте особенности отношения детей младшего школьного возраста к учебе. 2. Каковы их причины?

18. Наблюдения показали, что ученики начальных классов, проверяя свою работу, часто не видят свои ошибки, пропускают их, хотя хорошо знают правила. Вопросы: Чем объяснить такое явление? Закономерно ли оно?

19.Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Вопросы: 1. Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? 2. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие - с характером?

20. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1. Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

5. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

21. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности.

2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека.

3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.

5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека.

6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

22. Обобщите данные рекомендации, дайте им психологическое обоснование.

1. Лучший способ изучить что-либо - открыть самому. Для того чтобы изучение было наиболее эффективным, учащийся должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. (Д. Пойа)

2. То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость. (Д. Пойа)

23. Установите соответствие. В левом столбце в алфавитном порядке перечислены основные методы исследования. В правом – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?

Основные методы Объекты изучения
1. Анкетирование 1. Индивидуальные особенности сознания
2. Беседа, интервью 2. Межличностные отношения
3. Контент-анализ 3. Причинно-следственные связи
4. Изучение продуктов деятельности 4. Протоколы, отчеты, сочинения
5.Наблюдение 5. научные тексты
6. Тест 6. Факты поведения людей
7. Социометрия 7. Факты сознания (мнения, интересы и др.)
8. Эксперимент 8. Ценностные установки и ориентации

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 51 = 61