СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

Стиль (греч. stilos – стержень, палочка для письма) – устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности. Рождение наиболее крупных, так называемых «исторических художественных стилей», определяется внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов видения мира, осознания свойств пространства и времени, в котором живет и действует человек. Стили в искусстве не имеют четких границ, они переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии.

Романский стиль (XXIII вв.). Слово «романский» произошло от латинского romanus – римский. Романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Романский стиль в архитектуре характеризуется использованием в зданиях сводчатых и арочных конструкций, массивных стен, узких окон, башен различных силуэтов. Стиль характеризуется простотой, целесообразностью, строгостью. В романском стиле строили храмы, монастырские комплексы, рыцарские замки.

Готический стиль (XIIXVI вв.). Слово «готика» произошло от названия германского племени готов. После романского стиля готика стала вторым каноном средневековья и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Основа стиля – архитектура. Технологическая необходимость облегчить свод породила новую конструкцию. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволили перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезались огромными окнами и витражами, создающими особую игру цвета и света. Вертикаль становится основной композиционной доминантой. Все эти технические приемы позволяли создавать художественный образ, отражающий иррациональную, мистическую устремленность человеческой души к небу. Самый известный готический собор – собор Парижской Богоматери во Франции.

Барокко (конец XVI – середина XVIII в.).Эпоха барокко ассоциируется с расцветом абсолютизма, а также с развитием театрального и оперного искусства. Возникло в Италии, затем распространилось и в других европейских странах после эпохи Возрождения. Само слово «барокко» португальского происхождения и означает «жемчужину неправильной формы». Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, пристрастие к зрелищным эффектам, совмещению фантастического и реального, контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактуры. Основным средством выразительности искусства барокко является игра света и тени. Для барокко характерна живописная иллюзорность, т. е. желание обмануть глаз, выйти из пространства изображаемого в реальное пространство.

Классицизм (XVII – начало XIX в.). Слово «классицизм» произошло от латинского classicus – первоклассный, образцовый. В Западной Европе классицизм господствовал в искусстве в XVII–XVIII вв., в России – во второй половине XVIII – XIX вв. Этот художественный стиль представляет собой наивысшее проявление идей композиционной целостности, завершенности, уравновешенности. Выражает стремление к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в эпоху античной классики. Поэтому в большинстве случаев преобладание классического мышления означает ориентацию на формы античного искусства. Как метод мышления, классицизм нормативен и систематичен. Не случайно в классицизме существуют система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, высшим интересам общества. В литературе классицизма существовала строгая иерархия жанров: «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картины) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина).

Поздняя стадия классицизма – стиль ампир.

Рококо (первая половина XVIII в.). Слово «рококо» происходит от французского «рокайль», что значит «асимметричный», «украшенный витиеватыми завитушками». Широкое распространение получил во Франции при Людовике XV. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Рококо господствовал в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Направление – общественное, художественное течение; мироощущение стремительно меняющегося времени, раскрывающееся в искусстве.

Романтизм (конец XVIII – начало XIX в.). Романтизм отразил разочарование в идеях Великой Французской революции и мировоззрении Просвещения. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и социальной действительности. Резкое изменение обыденной, повседневной жизни в результате индустриализации заставило многих людей обратиться к миру чувств и душевных переживаний. В европейской литературе в этот период расцвела лирика, основным жанром стали поэмы, романы в стихах. Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах. Вариант первый – романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Вариант второй – бегство в экзотические страны. Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.

Реализм (возник в эпоху Возрождения, выделился в самостоятельное направление в XIX–XX вв.). Термин, в широком смысле слова обозначающий стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. Тенденция реалистичности мышления проявляется в разных формах в различных видах искусства, художественных направлениях и стилях. Развитие реализма могло с наибольшей полнотой выразить противоречия социального развития. Ведущие принципы реализма: объективное отображение жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций с их художественной индивидуализацией; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм повлек за собой расцвет такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература в свою очередь оказала влияние на реалистическую живопись. Гюстав Курбе (1819–1877) был первым, кто по отношению к своим картинам начал применять термин «реализм», что означает изображение действительности. Курбе изображал людей за работой, а не в радости и довольстве, как это зачастую показывали прежде.

Натурализм (последняя треть XIX в.). Слово «натурализм» произошло от латинского natura – природа. Направление в литературе и искусстве, стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Теоретиком и главой натурализма был Эмиль Золя.Представители натурализма исходили из положения о полной предопределенности судьбы человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Историзм, или эклектика (направление в архитектуре, 1820–1920 гг.). Сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. При строительстве различных сооружений архитекторы в большинстве случаев прибегали к копированию стилей прошлого. Эти различные строительные стили объединяет общее название «историзм». В использовании исторических стилей в архитектуре проявлялась гордость за технические достижения XIX столетия.

Символизм. В широком понимании символизм – неотъемлемое свойство искусства, поскольку художественное творчество по природе символично. Этотенденция художественного мышления, которая в разные эпохи находила свое выражение в религиозном искусстве, в романтизме, в период модерна.Символизм – существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений. Как направление в европейском и русском искусстве на рубеже XIX–XX вв., символизм проникнут мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Выразить невыразимое – вот задача символизма. Символизм – это двоемирие: мир повседневной реальности и трансцендентный мир, т. е. мир, находящийся за пределами чувственного восприятия. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей.

Импрессионизм (последняя треть XIX – начало XX в.). Слово «импрессионизм» произошло от французского impression – впечатление. Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионисты явились новаторами, оказавшими наибольшее влияние на развитие искусства XX столетия. Импрессионисты передавали художественными средствами впечатления точно так, как краткие мгновения фиксировались фотоаппаратом. Внешнее впечатление света, тени, рефлексов на поверхности предметов они передавали раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей среде. В основу живописного метода был положен принцип контрастного восприятия дополнительных цветов. Сюжет картин имел для художников второстепенное значение. Они пытались запечатлеть на картине движение и в то же время изобразить, поймать мимолетные нюансы этого движения. Особый интерес для художников представляли зыбкие, переходные состояния явлений природы (вода, облака, освещенность).

Постимпрессионизм (конец XIX – начало XX в.). Post – после + импрессионизм. Общее обозначение различных художественных течений в живописи XX в., возникших как реакция на метод импрессионизма: символизм, дивизионизм, экспрессионизм, фовизм, орфизм, кубизм. К постимпрессионистам относят Жоржа Сёра, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Тулуз-Лотрека,а также представителей неоимпрессионизма и группы «Наби». Каждый художник пошел своим путем, формируя свой творческий метод и индивидуальный художественный стиль.

Пуантилизм, или дивизионизм, или неоимпрессионизм (конец XIX в.). От франц. point – точка, от лат. division – разделение. Живописный метод и возникшее на его основе течение в живописи постимпрессионизма, при котором работа над картиной ведется мелкими раздельными мазками точечной или прямоугольной формы чистого цвета. Мазки краски разного цвета должны были смешиваться оптически при восприятии картины зрителем с некоторого расстояния, а не механически на палитре художника, как это было всегда.

Модерн (конец XIX – начало XX в.). Русское наименование стиля, соответственно по-французски «l'art nouveau» – новое искусство. Модерн представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. Представители модерна использовали новые технически конструктивные средства (металл, стекло, керамика), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуальных зданий (главным образом городских особняков), все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и своеобразно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор.

Декадентство, или декаданс (вторая половина XIX – начало XX в.). От французского слова decadence – разложение, упадок. Общее наименование кризисных явлений европейской культуры, для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Постоянными темами декадентства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, что связано с возрастанием роли интеллекта. Декадентство получило широкое распространение в России, особенно после революции 1905–1907 гг., в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».

Авангард (XX в.). Термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. Однако в XX в. авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, что связано с переломом в культурно-цивилизационных процессах, вызванным научно-техническим прогрессом XX в. Основная тенденция авангарда – отрицание традиций и экспериментальный поиск новых форм. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, авангард ищет различные способы прямого воздействия на читателей, слушателей, зрителей. Производить шок, скандал, эпатаж – без этого авангардное искусство невозможно. Главным становится действенность искусства – оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у человека со стороны. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста. Самое существенное в авангарде – его необычность, броскость. Принципы авангарда восприняли кубизм, футуризм, дадаизм, абстрактное искусство, сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм и другие течения. К русскому авангарду в изобразительном искусстве относят М. Шагала, К. Малевича, В. Кандинского. Именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество. Этим авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 1960–70-е гг.

Модернизм (конец XIX – середина XX в.). Общее обозначение явлений искусства и литературы, утверждающих новый подход к изображению жизни. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (фовизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм). Становление модернизма как законной художественно-эстетической системы было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангард. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира – такой эмоциональный настрой произведений модернизма.

Постмодернизм (вторая половина XX в.). К середине XX в. под постмодернизмом понимали современную фазу развития европейской культуры. Ведущие западные политологи трактуют постмодернизм как символ постиндустриального общества. Постмодернизм – широкое культурное течение, в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Для проверки знаний по всему курсу культурологии предлагаются проверочные тесты. К каждому вопросу теста прилагаются три варианта ответов: «а», «б», «в», из которых один вариант верный. Также даны тесты, в которых предлагается сгруппировать или соотнести понятия и имена. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите правильные варианты ответов.

Тесты по теоретическим вопросам

1. Какие религии относятся к мировым?

а) Православие, католицизм, протестантизм

б) Иудаизм, конфуцианство, мусульманство

в) Буддизм, христианство, ислам

2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

а) Общество

б) Культура

в) Техника

3.В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

а) непосредственная деятельность сознания

б)адекватное выражение мысли

в)система естественных и искусственных знаков

4. «Бессознательное» в современной философии и культурологии – это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение

б) рефлекторные процессы в организме человека

в) все, что не осознается человеком

5. С точки зрения Й. Хёйзинги, человек – это существо:

а) изготавливающее орудия

б) рациональное

в) играющее

6. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»

б) «Недовольство культурой»

в) «Закат Европы»

7. Что такое архетипы?

а) Типы архаической культуры

б) Прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Г. Юнга

в) Типы мыслительных процессов

8. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?

а) Анимизм

б) Фетишизм

в) Синкретизм

9. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и вере в происхождение человека от них?

а) Анимизм

б) Тотемизм

в) Фетишизм

10. Кто является основателем буддизма?

а) Соманатха

б) Сиддхартха Гаутама

в) Пандитачарья

11. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается обладание сверхъестественными свойствами?

а) Анимизм

б) Фетишизм

В) Тотемизм

12. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление, т. е. подчиненных ему как своей цели (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией).

а) Элитарная культура

б) Традиционная культура

в) Массовая культура

13. Что такое искусство?

а) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры

б) Совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития

в) Неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты

14. Какой термин используется для обозначения разнородных молодежных течений, противопоставляющих свои идейно-политические установки официальным ценностям общества?

а) Массовая культура

б) Концептуальная культура

в) Контркультура

15. Как переводится с арабского слово, от которого получила название священная книга мусульман «Коран»?

а) Читать

б) Святыня

в) Говорить

16. Кто из мыслителей ввел термин «культурология»?

а) М. Харрис

б) Л. А. Уайт

в) М. Мид

17. Вербальные языки – это:

а) языки, в основе которых лежит слово

б) языки мимики и жеста

в) языки, основанные на звуковых и цветовых сигналах

18. К какому понятию относится следующее определение: «Группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп»?

а) Социум

б) Община

в) Этнос

19. Термин «сциентизм» означает:

а) форму первобытных религиозных верований

б) абсолютизацию роли науки в системе культуры

в) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

20. Целью культурологического исследования выступает:

а) понимание своей и иных культур

б) целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры

в) эмпирическое описание культуры

Тесты по древневосточной

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 1 =