Тема духовных исканий в романе Л. Толстого «Война и Мир»

Эпическую основу произведения составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека.

Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды - поиски всей судьбою. В начале эпопеи Пьер — безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах. Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с “мечтательным философствованием”, а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности—с исключительной добротой. В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Элен Курагина - неотъемлемая часть мира, где роль личности определяется ее общественным положением, материальным благосостоянием, а не высотой моральных качеств. Пьер не успел узнать это общество, где “нет ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь ложью, фальшью, бездушием и лицемерием”. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. “Предаваясь разврату и лени”, Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Здесь он узнал “не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.

Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем. Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим...” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием. Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания — не более чем суета. Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью. Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.

«Мысль семейная» в творчестве Л. Толстого

Семья для него — микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев «Войны и мира» становится их семейная жизнь «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью - она гото­ва распространиться, путь в семью - это путь к людям, - «пишет о романе «Война и мир» Н. Берковский. Не случайно автор на протяжении всего романа рассказывает читателю о жизни целых семейств. Например, семьи Курагиных, семьи Болконских, Ростовых. Семьи, как и герои Толстого, во многом противопоставлены друг другу. Именно от семьи, как считает автор, зависит, каким станет человек в будущем, что выберет для себя жизненными принципами, жизненными идеалами. Одни живут лишь для себя, другие – для ближнего, готовы пожертвовать самым дорогим ради семейного счастья.

В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная вза­имного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бер­гов, которая начинает свое существование с закладки «материаль­ного фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, -семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

Тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его харак­тер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

«Война и мир».Перед началом работы над ВиМ увлекся замыслом о декабристе,к-ый заключался не в апофеозе революционного движения,а в пересмотре его в свете поражения и необходимости борьбы против деспотического строя мирными путями.Герой предполагавшегося романа-вернувщийся из ссылки декабрист-должен был осудить свое прошлое и стать проповедником нравственного самоусовершенствования.Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы.Интерес к военным событиям повлек Толстого к еще более ранней эпохе-1805г., Аустерлицу,к Тильзитскому унижению России.На первоначальных стадяих работы «мысль народная» далеко еще не была главенствующей в концепции автора.Мысль о роли народа в исторических событиях 1812 явилась в процессе работы над материалом.Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.В январе 1863 приступил к работе.Андрей.Сначала жаждет занять достойное место в армии.Обуреваем честолюбием,хочет личного успеха,прельщает слава Бонапарта.Под Аустерлицев-переворот:Наполеон померк,никчемный честолюбец.Затем служит у Сперанского,не ради славы,а на благо России..Потом хочет стать «отцом» крестьянам,но не нашел успокоения в Богучарове,общего языка с крестьянами.Лиза умирает от родов,сын Николенька.Депрессия->встретил Наташу,вернула интерес к жизни.Но снова в аримю,т.к. Нап.в пределах России.На Бор.поле пришел не с честолюбивыми настрояниями,а с мыслью послужить России. Сначала Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля.Компанейская душа,его кутежи с офицерами показывают,что он не заботится о карьере,так же как и о наследстве,к-ое ему просто достается.Никогда не жаждал личной славы.Женившись на Элен,как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.Наполеон.Толстой его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забывавшую о народе. Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.

«Война и мир». Т. пишет р-н-эпопею. Главной мыслью р-на явл-ся мысль народная, п/э движение этого пр-я зависит от фактов жизни народа, а не от мысли героев и даже не от их поступков.Доминирует в р-не эпопейное начало, кот-е проявл-ся в универсальности поставления проблем, в тематич-й энциклопедичности, в предмете повествования, в охвате всех слоев общ-ва. Идея единения, связи всего со всем доминирует в пр-и и организует небывалый жанр - р-н-эпопея, где обе составляющие обновлены и трансформированы. «В.иМ.» это не просто антитеза война-не война. Слово мир в РЯ многозначно. Это и вселенная, и весь род, земной шар, тишина, согласие, лад. В р-не знач-е этого слова многозначно. Это образ жизни, мировоззрение, тип сознания, ч-к, народ. Мир народа и мир ч-ка для Т. как поток. Сила, управляющая действиями людей представляется неким безликим началом, кот-е ч-к по воле или против нее могут лишь подчиняться. Т.о. не только обычный ч-к, но и те, кто признаны историч-ми деятелями, явл-ся лишь исполнителями безликой воли истории. По Т. историч-е события – это совокупность действий многих людей. Ч/бы постичь историю надо познать все явления в их единстве. Д-е р-на развив-ся одновр-но в различных пространственных сферах: Петербург, Москва, Лысые Горы, армия.В рез-те жизнь описана во всех соц-х сечениях. Т. сопрягает различные тематич-е пласты, различные т.зр. героев и различные формы повествования: картины-сцены, обзорные сообщения о событиях и филос-ко-публицистич-е размышления. Это сопряжение выражает мысль, что поток жизни сложен, противоречив и неисчерпаем. Мысль народная определяет образную стр-ру. Все герои поделены на тех, кто разделяет авторскую мысль о том, что только в единении с другими ч-к может развиваться и совершенствоваться, и тех, для кого превыше всего личная жизнь. 1-е связаны с понятиями семья, род, народ и человеч-во. Салонная петербургская жизнь описыв-ся как образец ненатурального существования, здесь нет искренности чувств. Самое нежелательное для Анны Шерер –естественность. Люди этого уровня руков-ся своим личным интересом, для них не существует истины. Все их ценности фальшивы. Эти люди несут разрушение для жизни. Напр, Элен в жизни Пьера. Наполеон – яркий образец ч-ка, погруженного в фальшивые ценности, в мир игры. В историч-х лицах Т. интересует их человеч-й, нравственный облик. Для Т. Наполеон прежде всего актер, кот-й почти не осознает ложность своей игры. Выйти из роли великого ч-ка ему не удается никогда. Даже, рассматривая портрет сына, он изображает нежные отцовские чув-ва, а не испытывает их. Его величие это иллюзия. Он не понимает собственного безволия и думает, что от его воли зависят судьбы и действия сотен людей (Бородинское сражение). Наполеон не м.б. велик, т.к. служит злу. Он служит самому крайнему воплощению зла – войне.

Мысль народная и философия истории в романе-эпопее «Война и мир» (1863 – 1869). «Война и мир» - целая система мироосмысления, огромный отрезок русской социальной жизни. По словам исследователя Ильина, это художественно изложенная философия жизни.

Здесь происходит соединение жизни личной и исторической, жизни частных лиц и целых народов.

Во второй части эпилога Толстой излагает свою концепцию философии истории:

1. историю делают сами народные массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди делают историю бессознательно.

В романе наблюдается антитеза Наполеона и Кутузова. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер.

Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчеркивает его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народной.

Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).

Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Творческая история. Смысл заглавия. Проблема жанра. Философия истории в романе.

«Война и мир» (1863 – 1869). Замысел Толстого восходит к роману «Декабристы». Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:

1856 → 1825 → 1812 → 1805

Толстой говорит о решающей роли народа в историческом процессе. Он поставил перед собой цель: раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его.

Толстой ставит философские вопросы: о свободе и воли, о течении самой жизни.

Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».

Толстой отображает три плана:

1) социальный (война и не война);

2) психологический (война – это враждебность);

3) философский (добро и зло).

Налицо синтетичность жанра. Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей.

Черты романа: Черты эпопеи:

1. особенности развития сюжета; 1. моральное единение автора с народом;

2. любовный роман; 2. сложность композиции;

3. человеческий характер и среда. 3. историческое событие.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 16 = 20